Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество18 июля 2014 9:00

В 13 лет - в вуз! Нашли, чем гордиться...

Как правильно учить одаренных детей, чтобы не лишить их детства
Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Скажем честно: мы и сами не ождали, что вокруг материала "Почему в России исчезли вундеркинды" (он публикован в "КП" 9 июля и на сайте kp.ru) развернется такая бурная дискуссии. Хотя в общем-то чего тут удивительного: каждый завзятый родитель хочет, чтобы именно его отпрыск был самым лучшим, самым способным учеником.

А тут мы - с рассказом о том, что время, когда школы и вузы гордились малолетними гениями, проходит. Что лучше все делать в свою пору и ярко вспыхнувшие вундеркинды далеко не всегда так же блестяще светят и во взрослую пору. Но тогда, спрашивают нас читатели, как развивать ребят, проявляющих выдающиеся способсности?

Подросток со студбилетом - это ошибка

Недавно в новостях прошел сюжет о 14-летнем вундеркинде из Москвы. Он получил аттестат об окончании школы, его готовы принять МАИ и несколько других престижных вузов. Мальчик хорошо шарит в информатике и питает слабость к вычислительной технике. Обычные люди назовут такого юного студента чудом. А профессионалы - самой большой ошибкой, которую только могли допустить его учителя и родители.

Имя подростка я упоминать не буду - вундеркиндам ни к чему портить себе карму такой славой. Тем более, что мы уже объясняли - многие подобные дети как раз испытание медными трубами и не выдержвали, ломались. Да и подросток этот не единственный юный гений со студбилетом.

- Если ребенок поступает в вуз так рано, значит, его образовательная траектория была построена неправильно, - уверен Юрий Тихорский, директор школы-интерната "Интеллектуал". - Например, зачем было проходить четыре класса начальной школы за год? Как можно поступать в вуз и выбирать специальность, если профориентацию надо начинать в 15-16 лет?

"Интеллектуал" - небольшая государственная школа для детей "с особыми образовательными потребностями", как педагоги говорят о своих учениках. В любой другой школе таких ребят сочли бы неусидчивыми всезнайками. А в этой к ним нашли подход. И рассказали, как правильно заниматься с вундеркиндами.

Счастливы вместе

Так в чем ошиблись учителя московского вундеркинда? Их ослепили его способности. И они забыли про то, что ему всего 14 лет.

- Вундеркинд - это в первую очередь ребенок. - объясняет Юрий Борисович. - Ему очень важна социализация, чтобы он был успешен в обществе. Если вундеркинд не общается со сверстниками, он теряет детство. И с 90 процентной вероятностью последует психологический срыв. В крайних случаях доходит до суицида.

Поступление в вуз только ухудшит ситуацию. В школе вундеркинд скачет из класса в класс - какая тут дружба с одноклассниками... А счастливой студенческой жизни с посиделками в общаге, с обмыванием диплома и коллективной зубрежкой перед сессией у него и подавно не будет. Между 14 и 18 годами - пропасть.

- По той же причине детям с исключительной одаренностью не подходит обучение дома, - продолжает Тихорский.- Им нужна нормальная среда. Но его интеллектуальные потребности выше, чем у сверстников. Поэтому нужна специализированная школа или класс, чтобы у одноклассников была такая же сильная мотивация учиться.

Грубо говоря, вундеркинда-математика надо записывать в математический класс. Но и зубрить одну математику - не выход. Такому ребенку новые знания необходимы, как вода. И ее надо лить столько, сколько он сможет впитать.

Математика или футбол?

Шерлок Холмс, хоть и был гениальным сыщиком, не знал, что Земля круглая. В ту же ловушку могут попасть и вундеркинды, если не позаботиться о разностороннем развитии.

- Нельзя сказать, кем будет работать вундеркинд, когда вырастет, - рассказывает Юрий Борисович. - Во-первых, в свои 5-10 лет он просто не сталкивался со многими науками. А во-вторых, большинство прорывов сейчас делаются на стыке наук. Поэтому нельзя заниматься только историей, забыв про литературу. Или учить физику без математики.

Поэтому для таких детей умные учителя придумывают дополнительные задания. Но это только одна сторона медали. Помимо интеллектуальной нагрузки должна быть и физическая.

Все это потом дает бонусы в общении со сверстниками. Одно дело, если ребенок только корпит над книгами. А если он стоял на воротах в решающем матче и поймал три мяча - это совсем другое.

Без психолога - никак

При такой насыщенной жизни детям просто необходим психолог. Но не такой, как сейчас во многих школах - один на 800 учеников...

- В нашей школе работает 6 психологов, по одному на параллель, - приводит пример директор. - При таком раскладе у них хватает времени на все. Как вариант, подойдут специальные психологические центры вне школы.

Найти такое место непросто. Куда проще исповедоваться школьному специалисту! Но родители зачастую против. У них же самый успешный ребенок на свете!

- Мы таких подталкиваем понемногу. Например, предлагаем профориентацию. Дело это безобидное, а по ее итогам можно о многом поговорить.

Чаще всего эту стенку удается сломать. А если нет - не беда, психолог будет работать с учителями и классным руководителем ребенка. Тоже неплохо...

ЗаМКАДные гении

Конечно, одно дело, когда речь идет о московской школе. Тут интернет, турникеты на входе, и целый штат различных специалистов, о существовании которых родители даже не подозревали раньше. И совсем другое - школа в глухой деревне, с туалетом на улице и двумя педагогами. Что делать самородку в глубинке?

- Всегда можно найти варианты, - убежден Тихорский. - Либо выбрать более подходящую школу, либо учиться дистанционно. Сейчас есть хорошие курсы и летние школы, которые позволят одаренному ребенку добирать знания. Гораздо важнее - это контакт с педагогом. Ребенку нужен наставник, с которым можно поговорить.

К сожалению, на наставника у нас нигде не учат. Но если в школе нет десятков преподавателей, интерната или других фишек, это не значит, что она плохая.

- Нам неважно где дети спят, дома или в школе, - рассказывает Юрий Борисович. - Важно то, чем они заняты после уроков. Жизнь в школе не должна заканчиваться в 15-00 по звонку! Нужны кружки, секции, конкурсы, в которых дети могли бы взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Вундеркиндов единицы. А вот одаренны так или иначе все дети! И главное, что должен сделать учитель - это развить их тягу к знаниям. Упустить это - легче простого. А без тяги к знаниям зарывается даже самый редкий и удивительный дар.

А КАК У НИХ

Самые молодые студенты мира:

✓ Танишк Авраам поступил в Американ Ривер колледж в семь лет. Вот уже два года он изучает палеонтологию и астрологию. Причем, поступил он на общих основаниях, сдав на пятерку федеральный тест.

✓ Ксавье Гордон-Браун стал студентом британского Открытого университета в 12. Мальчик увлекается математикой, но предпочел учиться на медицинском факультете. Правда, лекции ему приходится слушать дистанционно - родители настояли, чтобы он продолжил учиться и в обычной школе.

✓ Чжан Синьян из китайской провинции Ляонин поступил в Тьяньцзиньский инженерно-педагогический университет в 10 лет. Мальчик сдал единый национальный экзамен - аналог ЕГЭ в Китае - на 505 баллов, набрав на 47 баллов больше проходного минимума. Сейчас он учится на факультете информационных технологий и специализируется на прикладной математике.

МНЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

Гость №8314:

Мой ребенок тоже 2 алфавита знал в 2 года, и цвета и фигуры на двух языках и считал до 100 на трех! А потом в саду нам сказали, что ребенок не хочет общаться в группе и играет в сторонке, да и разговорная речь отстает (для меня было очевидно , что это из-за того, что ребенок трехлингвал). Языки отбросили и занялись именно общением ребенка. Это важнее, чем амбиции родительские и хвастовство.

Гость №9090:

Я была ребенком-вундеркиндом. Преподаватели со мной носились, а родители жёстко гнобили. Возможно с перепугу. Мы не понимаем, что это растет? Запретить! В итоге загнобили.

Мамка:

Живу за рубежом. Сын - гений, музыкант. Уже спился к 25 годам.

Гость №1769:

Мой сын в три года сам научился читать, запоминал текст с первого раза в две напечатанные страницы и т.д. В первом классе на родительском собрании учитель мне сказала, что гениев они не собираются воспитывать, всех учеников причешут под гребенку к средним знаниям, кого подтянут, а кого и опустят. Моего опускали жестоко и долго.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Почему в России исчезли вундеркинды

За границей гениальных детей сотни, а про наших в последнее время ничего не слышно

Когда я была во втором классе, меня отдали в музыкальную школу - мучить пианино. Вся провальность этой идеи была понятна уже на втором занятии. Но еще пять лет я разучивала ноты... Одновременно со мной учился мальчик Алеша, которого обожали все педагоги и ненавидела половина учеников. К восьми годам Алеша объездил половину страны с концертами. Шкафы в холле ломились от привезенных им кубков. А его грамотами можно было утереть слезы умиления четырем рядам слушателей на концерте в консерватории.

Читайте далее