Премия Рунета-2020
Саратов
+15°
Boom metrics
Политика23 июля 2014 15:38

Беженцы в Саратове в +30 берут свитера и куртки — неизвестно, когда кончится война

Корреспондент «КП» провел один день с волонтерами, которые в буквальном смысле одевают и кормят беженцев с юго-востока Украины [видео]
Беженка выбирает для двухлетнего Захара одежду

Беженка выбирает для двухлетнего Захара одежду

Фото: Олеся ФИЛИПОВА

Офис фирмы превратился в пункт сбора помощи

Артему Полякову 30 лет. У мужчины жена, трое детей и своя строительная фирма. А с недавних пор появилась еще одна забота — люди, кого война лишила всего. Все началось с группы «Помощь беженцам юго-востока Украины - Саратов» в соцсетях, которую Артем создал около месяца назад, там же нашлись единомышленники.

Сейчас на счету волонтеров около десятка «пристроенных» беженцев. Помогают чем могут: крышей над головой, продуктами, одеждой, даже работой. А с недавних пор офис строительной фирмы, принадлежащей волонтеру, превратился в пункт сбора гуманитарной помощи.

Оглядываюсь по сторонам – коробки, горы одежды, игрушки… Но половина из всего этого настоящий хлам.

- Да вы не смотрите так, мы это все отсортируем, - Артем ловит мой удивленный взгляд. – Некоторые и правда тащат откровенный хлам, который валялся на балконе или даче. Но в основном приносят то, что нужно — одежду, обувь, даже учебники. Иногда до смешного доходит — чулки, белье, ковры, посуду, детские кроватки. Недавно женщина принесла целый пакет заколок для волос. Но ведь и они кому-то пригодятся!

Пока мы разговариваем, в офис входит женщина. Мать-одиночка Инна приехала в Саратов с пятимесячным малышом и мамой, больной раком, из города Снежное Донецкой области. Ей нужны памперсы и детское питание, поэтому на пункт сбора она приходит регулярно.

- Моего папу мы оставили на Украине, - рассказывает Инна. - Точнее взять мы его и не могли, там сейчас мужчины даже из домов не выходят - если на улице встретят, спрашивают: пойдешь в украинскую армию, угрожают. Выехать из города очень сложно.

Первым делом Инна начала собирать документы — матери требуется постоянное лечение, ребенку — наблюдение врачей. Прямо из пункта сбора гуманитарной помощи девушка отправляется в УФМС, вставать на учет.

- Как мы дальше будем выживать, я не знаю, вся надежда на волонтеров, работать полный рабочий день я не смогу — у меня ведь малыш.

Фото: Роман ЗЛОБИН

«Колымы» для беженцев

Минут через пятнадцать в офис залетает двухлетний мальчуган. Маленький Захар приехал в Саратов из Славянска вместе с мамой и родной тетей. Сюда пришли за вещами. За окном +35, но смотрят и зимнее — ведь неизвестно, говорят, когда кончится война. А Захар со знанием дела нырнул в пакет с игрушками. Пока сестры Дарья и Катя перебирают вещи, мальчуган уже нашел себе друга – оранжевого плюшевого лиса и затеял с Артемом игру.

- Мы приехали в Саратов вообще без вещей, - рассказывает Дарья. - Сначала по «зеленому коридору» автобусами в Крым. Я, Катя и мой племянник Захар. В Крыму нас поселили в санатории, на время, кто же знал, что так затянется. Но через две недели сказали, что деньги на наше проживание кончились и будут самолетами рассылать по регионам.

Приехали в Саратов. Отец Захара уже успел связаться с волонтерами, чтобы не ехать «вне куда». Раньше мужчина был в ополчении, но потом понял, что пока он там, жена с сыном в опасности, тогда и решили уехать. Сейчас семья живет в Юбилейном в небольшой квартире, Мужчина устроился работать на стройку — помогает рабочим: тягает стройматериалы, выносит мусор, и так каждый день. Причем официально — отец семейства получил разрешение на работу. Обещают 35 тысяч, но семья не знает, хватит ли этих денег чтобы прокормиться, - У вас так тут все дорого в магазинах, - говорит Катерина, примеряя, подойдут ли Захару штанишки.

Вообще с работой для беженцев у нас в Саратове туго — девушек не берут даже продавцами, связываться не хотят, - рассказывает Артем. - Мужчин берут, но за маленькие деньги, в основном подай-принеси. А я как раз с работой помочь и могу, не зря же у меня фирма. Звонят, говорят: «калым», антресоль собрать нужно, например, и я начинаю созваниваться со своими беженцами, спрашивать, кто готов. Потому что наши себе и так калым найдут, им есть, где жить и что есть.

На самом деле приезжие рады любой работе, хватаются за каждую соломинку.

Мужчины готовы работать руками день и ночь, и выполнять даже самую сложную работу, - говорит Артем. - Я знаю, что в Саратове есть несколько мест, где на пятачках стоят работяги-беженцы и продаются, прям на улице, возле дороги — ищут работу. Возле вокзала, в Юбилейном, на «Алтынке» стоят.

Волонтер играет с двухлетним беженцем

Волонтер играет с двухлетним беженцем

Фото: Олеся ФИЛИПОВА

«Знаем, что у нас есть завтра»

Едем на окраину Заводского района. Возле общежития нас встречают две милые барышни, мама с дочкой. Женщина сразу просит не снимать - под Донецком остались родственники.

- Если там увидят это, сразу пуля в лоб, - говорит она.

Завидев Артема женщины тепло улыбаются, а он по привычке спрашивает, что им привезти.

- Все у нас есть, - говорит 23-летняя Настя. - Теперь есть. Спасибо.

Два дня назад Артем встречал женщин с поезда:

- Вышли из вагона в куртках. Я говорю, вы что жара же, а они мне «да мы уже даже ничего не чувствуем». Я их в охапку и повез. Комнату нашли почти сразу, как говорит Артем «через добрых людей». Пока платить за нее женщинам не придется, а запасов еды, которыми наполнили холодильник неравнодушные саратовцы, на первое время хватит.

- Я уехала, потому что спасала дочь, - говорит Светлана. - Танки и взрывы пережить можно, но в какой-то момент в соседних домах начали пропадать молодые люди, то есть в любой момент в дом могли войти и забрать мою Настю. Когда проезжали блокпосты, поджилки тряслись, думала, вдруг ее отберут.

Сейчас женщины в прямом смысле слова отсыпаются:

-Я уже не помню, когда мы в последний раз спали так, знаете, по-человечески, не вздрагивая, не прислушиваясь, зная, что у нас есть завтра.

«Некоторые выбирают беженцев, как в магазине»

Пока возвращались в офис, Артем рассказал еще про одну семью. Муж с женой и двумя сыновьями из Донецкой области сейчас живут во времянке сбитой из железа возле Пристанного. Нашли неподалеку сезонную работу, но всего за 3 тысячи рублей в неделю. И это на четверых. Волонтеры помогают, чем могут.

- Тяжело на них смотреть, - говорит Артем. – У них на Украине бизнес был, уютная квартира, машина. Младший ходил в садик, старший — в школу. Но пришлось все бросить.

В тот день, который мы провели с Артемом, мы повстречались с десятком приехавших из Украины семей. Истории всех похожи.

- Чаще всего они перебираются к родственникам или знакомым, но часто они потом им намекают, мол, пора и честь знать, тогда люди ищут помощь в соцсетях и натыкаются на нас. Или мы на них, - рассказывает Артем. – Самое сложное – найти жилье. Часто люди ждут кого-то конкретного, вроде как мне бы, пожалуйста, девушку-беженку, можно с ребенком, лет 25 — как в магазине. Прежде чем найти что-то подходящее, обзваниваем сотни номеров, потом еще едем смотреть, чтобы убедиться, что там безопасно.

Сейчас волонтеры пытаются создать базу данных из списка адресов саратовцев, которые готовы дать беженцам крышу над головой, таких — сотни.

- Знаешь, какую самую грустную вещь, я наблюдаю, когда приезжаю к тем, кому мы помогли спустя какое-то время? - спрашивает Артем. - Они все худеют. Приезжают такие еще пышущие жизнью, а через месяц заходишь в дом, и видишь: острые скулы, осунувшиеся и с потерянными глазами.

- Артем, а тебе зачем все это нужно?

- На самом деле, ответ банальный — я жалостливый. А тут еще все сложилось: есть связи, есть контакты, есть даже работа для них. Это занимает, конечно, море времени. Если честно, даже по своей работе сейчас не успеваю. Но война — это ведь не навсегда.

ВАЖНО

Куда нести гуманитарную помощь?

- Пару недель назад основной центр сбора гуманитарной помощи в Саратове, который располагался на улице Дегтярной, закрыли. Сегодня принести вещи для беженцев можно в офис по улице Мира, 7б (район 3-й Дачной). В первую очередь нужны детские вещи, нескоропортящиеся смеси для детского питания, памперсы.

- Гуманитарную помощь для семей-беженцев, обосновавшихся в Саратове, сейчас собирает и министерство социального развития области. Вещи хорошего качества, а лучше новые, ждут в центре «Семья» по адресу Зенитная, 14 (район СХИ).

-Примут гуманитарную помощь и в районных центрах социальной защиты во всех районах города (список адресов можно найти на нашем сайте kp.ru)

Как беженцам найти работу?

Оформить разрешение на работу

- Для получения разрешения на работу необходимо собрать пакет документов, - рассказал начальник отдела по вопросам трудовой миграции УФМС по Саратовской области Владимир Коржов. - Это заявление о выдаче разрешения на работу, паспорт, миграционная карта, квитанция об уплате госпошлины в размере 2000 рублей, и справка о том, что нет общественно опасных заболеваний. Выдается разрешение в течение 10 дней. Разрешение на работу может действовать как на срок временного проживания так и на срок действия трудового договора.

Оформить патент на работу

Патент позволяет приезжим работать у частного лица, то есть он необходим, если беженец собирается работать помощником по хозяйству, няней, садоводом, но только у частного лица. Разрешение на работу подразумевает, что беженец будет устраиваться в организацию — фирму, компанию, на предприятие, то есть к юридическому лицу.

Для получения патента нужно сдать заявление, паспорт, фото, миграционную карту, и заплатить 1216 рублей. Патент выдается на 1-3 месяца, после окончания срока на такой же период его можно продлить, не обращаясь в органы миграционной службы. Автоматически патент продлевается после ежемесячной оплаты госпошлины. Для сдачи документов беженцам придется прийти в УФМС.

Оформить особый статус

Это может быть разрешение на временное проживание, временное убежище, статус беженца. Особый статус дает беженцам право работать без дополнительного разрешения и патента.

Куда обращаться

УФМС России по Саратовской области - Саратов, ул. 50 лет Октября, д. 108. По вопросам миграции звонить по телефонам: 8(8452) 39-17-47, 39-17-43, 39-17-41. Сайт: www.ufms-saratov.ru