Премия Рунета-2020
Калининград
+12°
Boom metrics
Звезды24 июля 2014 8:22

Режиссер Глеб Орлов: После «Поддубного» Пореченков перестал быть «агентом национальной безопасности»

«Комсомолка» узнала, как проходили съемки нашумевшего фильма про чемпиона чемпионов
Чтобы сыграть легендарного борца, Михаил Пореченков набирал до 40 кг лишнего веса.

Чтобы сыграть легендарного борца, Михаил Пореченков набирал до 40 кг лишнего веса.

НЬЮ-ЙОРК СНИМАЛИ В БОЛГАРИИ

— Глеб, расскажите, где на самом деле шла работа над фильмом?

— В Санкт-Петербурге, Париже, Киеве, Феодосии, Севастополе, Софии и Плевне. Мы ездили по всему Крыму и искали что-то, что более-менее нормально сохранилось, но не нашли ничего. Все в нашей стране в таком состоянии… Историю мы не бережем и не ценим. Здания были либо в очень плохом состоянии, либо место полностью залеплены рекламой и снимать там невозможно. А в идеале должно быть так. Приезжаешь в Феодосию, а там есть новый город с современной архитектурой и старый город, такой, каким он был при Иване Поддубном. Замечательно! Включай камеру, вешай старые вывески и снимай. Но такого нет. Ничего нет. Нам приходилось придумывать, создавать. Нужно было создать целый южный городок с причалами, центральной площадью и цирком. Знаменитая Графская пристань в Севастополе послужила нам базой для прибытия корабля, там снимали грузоперевозочную фирму «Ливас», в которой Иван Поддубный работал грузчиком. Недалеко оттуда мы нашли старый торпедный завод, где остались здания и мы поняли, что можем переделать фасады и поставить там цирк. Мы собрали настоящий большой передвижной цирк с манежем, привезли туда животных.

Правда, что Нью-Йорк 20-х годов, который мы видим в фильме, это декорации, а не компьютерная графика?

— Да. Снимали в Болгарии на студии. Там построена гигантская декорация из пяти улиц, на которую стоит очередь из съемочных групп со всего мира, потому что декорация эта универсальна. Можно снимать и прошлое и современность, здания, интерьеры внутри них. Нам осталось только что-то доработать и придумать. Например, сцену прибытия поезда на вокзал в Чикаго снимали в холле гостиницы.

Все же несколько компьютерных сцен в фильме есть. Безусловно, мы не могли бы облететь Статую Свободы, расставив 200 кораблей в море в нужном порядке. Это же касается и Детройта того времени и облета поезда в движении.

Что было самое сложное в работе?

— Период, когда мы снимали все бои Ивана в Париже. На самом деле работали в маленьком театре в той же Болгарии. Там было очень жарко, мы дымили, чтобы поддерживать атмосферу, люди курили. Было очень тяжело, работали по 14 часов, мало спали. Любое кино это страшная нагрузка, тем более кино такого размера. Фильм идет два часа. Это стандартный хронометраж для фильма такого типа. Все, что хотели, мы рассказали.

КИТАЙЦЫ ПЛАКАЛИ И СМЕЯЛИСЬ

Последнее время выходит много фильмов патриотического характера. «Легенда №17», «Гагарин», собираются снимать фильм про Яшина. «Поддубный» из этой же компании?

— Сценарий был написал еще в 2002 году, но был очень громоздкий и трудноисполнимый. Продюсеры глазами его видели, а зубами взять не могли. Так сценарий кочевал из рук в руки, пока не дошел до компании Валерия Тодоровского и Вадима Горяинова. Они решили попробовать снять и позвали меня – это было в 2010 году. Тогда никто ни о чем не помышлял. Снимали фильм мы в 2012 году, тогда же он был готов. Так что это скорее удивительное стечение обстоятельств.

То есть «Поддубный» - не заказ сверху?

— Наверняка кому-то так может показаться. Но я читаю рецензии и отзывы – зрители видят, что в фильме нет фальши и нет ничего ура-патриотического, массово истеричного и крикливого. Фильм сделан не под заказ. Я хотел, чтобы это была искренняя и пронзительная, а если патриотическая, то честная история.

Фестивали берут ленту и вообще, это фестивальное кино?

— Не совсем фестивальное. Это крупнобюджетное, в хорошем смысле коммерческое кино. Оно оптимально для открытия и закрытия фестивалей. Так было на фестивале «Короче» в Калининграде в прошлом году, фестиваль дебютного кино в Омске, фестиваль в Вологде, в Шанхае. Любопытно было наблюдать за реакцией китайцев. Они очень эмоциональны. Если обычный зритель на какую-то сцену реагирует на 20 процентов, то китайцы реагируют на 120 процентов: смеялись, плакали, охали.

У Ивана Поддубного была насыщенная биография, хотя в фильме показали далеко не все ее эпизоды.

У Ивана Поддубного была насыщенная биография, хотя в фильме показали далеко не все ее эпизоды.

Какое будущее у фильма? За границей будет прокат?

— Судьбу фильма определяет зритель. Время покажет. Но по заграничным прокатам существуют договоренности с немцами, французами, англичанами и итальянцами. Фильм покажут в Каннах на фестивале русского кино, который пройдет в августе.

ПОДДУБНОГО ПЫТАЛИСЬ УБИТЬ

Это уже не первый фильм о Поддубном. В 1957 году вышел фильм «Борец и Клоун», в которой рассказывается об известных цирковых артистах, в 2005-ом – документальный «Иван Поддубный. Трагедия силача». Эти работы вы смотрели?

— Да. «Борец и Клоун» это о Поддубном и Дурове одновременно. Какие-то эпизоды, естественно повторяются, потому что они очень значительны. В частности – всемирно известный эпизод с намазанным маслом борцом Раулем Буше, который пытался обхитрить Ивана. Иван проиграл тогда именно из-за масла. Это есть в фильме. Через несколько лет Рауль пытался убить Поддубного…

Биографию героя изучали вы детально, судя по всему.

— Читал и штудировал. Изучал в библиотеках заметки того времени, поднимал архивы, выбирая важные детали, которые могли бы подчеркнуть его личность и атмосферу, в которой он существовал. Например, есть известная фотография – Поддубный сидит в халате, расшитом свастиками, конечно не нацистскими, а индийскими. Мы решили воссоздать этот халат полностью.

Какая деталь из жизни Поддубного поразила больше всего?

— В 55 лет он свободно продолжал участвовать в международных турнирах. В Америке, где необходимо было пройти тест на здоровье и получить лицензию на бой, он прошел все медицинские тесты. Он соответствовал по показателям мужчине 35-ленего возраста. Это невероятная физическая форма плюс усидчивость и целеустремленность, с помощью которых Поддубный поддерживал форму.

Поддубный умер в нищете – об этом пишут все источники в Интернете. Он продавал все, что было, в том числе награды, чтобы купить еду. Но этого нет в картине.

— Это уже совершенно другая история. Если бы мы поставили и это в фильм, он был бы гораздо длиннее и превратился в фильм внутри фильма. А это неправильно. Мы делали в хорошем смысле комикс про народного героя, у нас не было задачи делать биографическую картину. Не стоит путать. Я рассказываю историю огромного русского человека-героя. Дегероизировать его было не нужно, хотя в конце жизни он был дегероизирован.

В последний раз Глеб Орлов появлялся на публике в столь близком ему Калининграде прошлым летом на фестивале «Короче».

В последний раз Глеб Орлов появлялся на публике в столь близком ему Калининграде прошлым летом на фестивале «Короче».

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Сегодня есть такие герои как Поддубный?

— Нет, к сожалению. Если мы такие фильмы будем показывать, может и появятся. Нужно создавать почву, воспитывать нормальные ценности: хорошее пренебрежение к деньгам, умение отстоять свою позицию, принципиальность, честь.

Вот вам отрывок из комментария в интернете: «Даже не знал, что такой человек был, посмотрел с удовольствием». Лестно?

— Конечно. Хотя задачи популяризировать Поддубного не было, зато была задача рассказать увлекательную историю. Здорово, что люди видят интересное кино, после которого они залезают в интернет и начинают искать – а кто же этот чудесный борец?

С СХВАТКЕ СЛОМАЛ ДВА РЕБРА

Поддубного сыграл Михаил Пореченков. А были ли другие кандидаты на эту роль?

— Изначально Михаил знал про этот фильм и хотел сниматься. Но как-то с ним неправильно договорились и в момент, когда я начал работать над картиной, тема Пореченкова была почему-то закрыта. Я провел полгода в безуспешных поисках человека, который был бы талантливым, чтобы сыграть такую сложную роль, и при этом обладал бы той физической мощью, чтобы соответствовать типажу. Я искал, смотрел очень известных и неизвестных актеров. Мне попадались разные. Были мощные, но недостаточно талантливые и наоборот. Так, чтобы в одном человеке слилось то и другое, я не видел. Таким актером был только Пореченков. Я в итоге встретился с Мишей, мы поговорили, выяснили, что это какое-то недоразумение и что он по-прежнему мечтает сняться в «Поддубном». Более того, он продолжал в тайне заниматься, понимая и надеясь, что рано или поздно все к нему придет.

Я слышал, что Пореченков сильно поправился ради роли.

— Он набрал около 40 килограммов, доведя себя до 125 килограммов. Это был пик, тогда мы снимали борьбу. Он занимался усиленно, ел всякую фигню.

Прибегал к химии для набора мышечной массы?

- Да. Но это не стыдно. Это единственный способ для актера резко набрать мускулатуру. К такому способу прибегают все актеры в мире.

На съемах были консультанты из профессиональных спортсменов-борцов?

— С ним постоянно работал спортсмен, они занимались. Да и потом против Пореченкова на бой мы выставляли только спортсменов. Не спортсмен мог бы и сам покалечиться, и его покалечить. Они же по-настоящему боролись, прикладывали усилия. Потому что невозможно сымитировать, как надуваются вены на шее. Нельзя это сыграть, но можно пережить. Профессионалы-спортсмены при этом понимали, как нужно себя вести, как упасть самим и правильно уронить Ивана, в смысле Мишу.

А травмы настоящие были?

— В один из дней Пореченков сломал два ребра. Я уж не считаю синяков и ссадин. Это глупости, для настоящих-то мужиков (улыбается).

Признаться надо – эта роль очень идет Пореченкову.

— Я тоже в этом абсолютно убежден. Пореченков сильно недооценен как актер, он снимается в фильмах, которые не раскрывают его талант. Его талант раскрывает театр, но театр – не самый популярный жанр, его там не видит массовый зритель. А Михаил – тончайший актер, вдумчивый, пластичный. После фильма «Поддубный» Пореченков перестает быть бесконечным полицейским, агентом национальной безопасности или бандитом. Это уже другой уровень. И роль интересная. Он играет героя от 25 до 55 лет. Сыграть молодого легче, а усталого, с пыльным взглядом человека – тяжело. Он справился прекрасно.

А Пореченкова в сериале «Куприн» вы видели?

— Да. И это очень смешно. Потому что Куприн маниакально увлекался борьбой и хорошо знал Ивана Поддубного лично, впрочем, как и всех борцов. В то время борьба была очень популярным видом развлечения, Куприн ее обожал. Однажды он писал: «Познакомился с Поддубным. Человек необычайной силы и ровно такой же глупости». Я звонил Мише и говорил: «Видишь, как ты о себе говоришь». Но на тот момент «Куприн» даже еще не задумывался. «Поддубного» мы уже сняли на тот момент.

А вот еще из комментария в интернете: «У нашей страны богатейшая история, по ней нужно снимать фильмы, а не придумывать всякую ерунду». Согласны?

— Отчасти. У нас есть чудесная история, но творчество это свободный полет, нельзя ограничиваться. В нашей истории огромное количество материала, но не стоит быть таким категоричным. Сейчас мы с моей женой пишем симпатичный сценарий. Есть еще кое-какие задумки, о которых не хотелось бы говорить. Я продолжаю работать с рекламой.