Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Туризм10 августа 2014 12:15

Улетное будущее: Как изменятся самолеты и аэропорты через 10 лет

Прогнозы экспертов радужные - никаких очередей, досмотра и тесных кресел. Вместо них - молекулярные сканеры, умные чемоданы, кровати даже в эконом-классе
Улетное будущее: Как изменятся самолеты и аэропорты через 10 лет

Улетное будущее: Как изменятся самолеты и аэропорты через 10 лет

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

- Ты бирку у чемодана правильно запрограммировал? А то мы улетим в Анапу, а купальники на Крит!

- А в самолете в какой салон билет купим - в спальный? Или, может, в баре полетим? Или в кинотеатре?

Примерно так мы будем собираться в аэропорт, когда полетим в отпуск в 2024 году. Про очереди к стойке регистрации и досмотр багажа через рамку разве что в страшных сказках детям расскажем. Как и про тесное кресло в эконом-классе, где коленки упираются в спину соседу.

Новым технологиям, которые изменят авиапутешествия в ближайшие десять лет, посвящено исследование интернет-поисковика Skyscanner. Называется оно «О будущем индустрии путешествий в 2024 году». Над прогнозом работали полсотни человек - профессора университетов Великобритании и Новой Зеландии, футурологи, ведущий эксперт в области прогнозирования Microsoft Стив Вранакис. В общем, серьезная команда «предсказателей».

Многие прогнозы звучат фантастически. Но они основаны на технологиях, которые существуют уже сейчас. А через десять лет из концептов и разработок станут прозой жизни.

Главная тенденция в развитии аэропортов и самолетов, по мнению экспертов, - сделать пассажиру хорошо. Удобно, комфортно и приятно. А мы что, мы не против!

Мне в Париж, без дела, срочно

Стойки регистрации- а что это? Путешественники через десять лет забудут об этом непременном атрибуте нынешних аэропортов. И даже регистрация через Интернет или мобильный телефон станет вчерашним днем.

Зачем вводить все эти номера рейсов и паспортов? Можно просто подойти к интерактивной стене в аэропорту и сказать: «Мне в Париж!». Или продиктовать смартфону: он ведь понимает голосовые команды, а дальше сам сообразит, как в Сеть выйти и вас на рейс зарегистрировать.

Для посадки будет применяться биометрическая система распознавания лиц. А бумажные посадочные талоны станут антиквариатом. «Автоматизированные технологии, управляемые смартфоном, позволят путешественнику пройти регистрацию в два счета — например, попивая кофе», - считает Патрик Йенг, исполнительный директор компании Dragonair.

А ну-ка оцифруй мой чемоданчик

А как же чемодан? А у него есть электронная бирка. Вы сами ее программируете — записываете аэропорт, куда нужно доставить вещички. И оставляете «умный» чемодан на автоматической ленте. Образцы персональных цифровых багажных бирок уже есть. Над ними работают, к примеру, Microsoft и авиакомпания British Airways.

Активируются они с помощью смартфона, а потом на экране мобильника можно следить за перемещениямичемоданчика — у него есть функция геолокации! Технология Near Field Communications позволяет быстро сканировать и отправлять багаж по месту назначения, а также моментально находить свою сумку на багажной ленте.

Другой вопрос, что пока бирки-гажеты сложно использовать — ведь нужно установить столь же интеллектуальное оборудование и во всех воздушных гаванях планеты.

Это часть нового мира, который мы называем «интернет вещей», поясняет соучредитель The Future Laboratory Мартин Рэймонд. «Все больше и больше устройств - а именно 50 миллиардов - в следующие десять лет будут подключены к интернету и друг к другу. Речь об одежде, холодильниках, чемоданах и даже зубных щетках». По тому же принципу чемодан еще в пути отправит письмо в отель - мол, забыли зубную пасту и мочалку, принесите нам в номер!

Досмотр на расстоянии

«Ставьте сумки на ленту! Ремни, очки, часы снимайте! Проходите через рамку!» - ритуал досмотра до боли знаком всем, кто летает в отпуска и командировки. Все, хватит! Рентген со всеми лентами и рамками заменят лазерные молекулярные сканеры.

Компания Genia Photonics уже представила первые образцы Министерству внутренней безопасности США. Сканеры работают в 10 миллионов раз (!) быстрее, чем нынешние устройства. И могут просвечивать багаж и одежду пассажиров на расстоянии 50 метров.

Очереди на паспортном контроле, на досмотре, перед посадкой на рейс — тоже старорежимные пережитки. Крупнейшие международные аэропорты во Франфурте-на-Майне и в Лондоне недавно начали использовать iQqueue (что можно перевести примерно как «интернет-очередь») - технологию, которая помогает анализировать количество пассажиров в разных частях терминала, видеть, где образовалась «пробка», и быстро решать проблему. Например, открывать новые окошки на паспортном контроле или направлять дополнительных сотрудников в зону досмотра.

Пока система доступна менеджерам, но в будущем ею смогут пользоваться и пассажиры. И сами решат, когда идти на посадку и где быстрее пройти паспортный контроль.

«Уже через пять лет отпадет необходимость в сотрудниках терминалов. Все процессы в аэропорту будут автоматизированы, а у пассажира будет полный контроль над ситуацией. Высококвалифицированные работники, владеющие несколькими языками, придут на помощь, если возникнет необходимость», - уверяет Грэг Фордхэм, исполнительный директор Airbiz.

Голографические гиды-подсказчики уже установлены в нескольких аэропортах. А сейчас строится новый терминал аэропорта «Чанги» в Сингапуре. Он будет оснащен многими технологиями, о которых идет речь в прогнозе: биометрическое сканирование, виртуальные консьержи, магазины «дьюти фри», где товары можно купить, просто отсканировав их своим мобильником — он и деньги с карты спишет, и доставку закажет в тот самый город, куда вы летите. Зачем пакеты из зала ожидания в самолет тащить? Они и сами долетят. Терминал будущего откроется в 2017 году.

А в зале ожидания - пляж!

Получается, мы моментально прошли все формальности - а чем заняться в зале ожидания?

«Поскольку очереди исчезнут, пассажиры смогут наслаждаться едой, покупками и делать все, что им нравится», - полагает Грэг Фордхэм из Airbiz. «Сегодня аэропорты воспринимаются как неизбежная плата за путешествия. В ближайшем будущем мы будем с удовольствием проводить в них время», - вторит Мелисса Вейгел из Moment Factory.

Недавний опрос Skyscanner показал: 43% пассажиров очень хотят, чтобы в аэропорту был пляж или парк. И аэропорты движутся как раз в этом направлении - вместо скромных терминалов рядом со взлетной полосой аэропорты превращаются в целые «аэрогорода». Ближе всего к новой ступени эволюции сингапурский аэропорт «Чанги»: пятиэтажный вертикальный сад, бассейн на крыше, четыре кинотеатра... Это, заметьте, не прогноз — а уже существующие приятные удобства. Но то ли еще будет!

Эксперты компании Think Big Factory уверяют, что стены и пол в залах ожидания станут полностью интерактивными. Коснувшись рукой стены в любом месте, пассажир сможет заказать кофе, проверить, не началась ли посадка или уточнить прогноз погоды. А вокруг — живой или искусственный сад, водопады, пение птиц, бассейн, зал для йоги... И что самое приятное: кресла сами подстраиваются под форму вашего тела. Хорошо, что в мобильнике есть приложение-напоминалка: пора вставать, посадка началась!

Ешь, спи, звони

А еще приятнее, что и в самолете кресло такое же умное и удобное - за минуту подгоняет свои габариты под вашу фигуру. Еще в пассажирском кресле есть (ой, будет, это размечталась) климат-контроль, система шумоподавления (чтоб соседи не мешали восторженными рассказами о том, что отдых удался), специальные лампы, способствующие выработке мелатонина в организме. И больше никаких проблем из-за разницы во времени дома и на курорте!

Такие светильники Withings Aura уже придуманы. А немецкое исследовательское бюро Fraunhofer разработало сиденье с климат-контролем и индивидуальной регулировкой размеров.

Стюардесса выдаст сенсорные перчатки. Перед вами - экран (как и в современных лайнерах). Только он подключен к интернету во время всего полета. И изображение не плоское, а голографическое. Вы можете позвонить детям или маме, а благодаря сенсорным перчаткам обнять родных. Ощущения - как от реального прикосновения!

«Подобная технология существует, ее показали, например, на Выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе в этом году. Пока сенсорные устройства дороги, но быстро подешевеют, как только начнется массовое производство, - считает Мартин Рэймонд из The Future Laboratory.

Лучшая, на мой взгляд, часть прогноза: полноценные спальные места будут у всех пассажиров, а не только у тех, кто отдал целое состояние за билет в первый класс. Салон самолете вместе бизнес- и эконом-класса поделят на тематические зоны, по интересам. Концепт такого салона разработали дизайнеры Airbus. Хотите в полете выспаться? Не вопрос, идите в спальный отсек. Поесть и пообщаться? Тогда вам в салон-ресторан. Или в кинотеатр, или в тихую зону, где все читают или работают.

И зачем, спрашивается, курорты нужны - с такими-то самолетами и аэропортами?