Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды15 августа 2014 4:29

Выстрелы в будущее

Фестиваль в Локарно закончил демонстрацию конкурсной программы. Как всегда, она оказалась очень неровной, но по факту весьма любопытной
«Белые ночи на пирсе». Кадр из фильма

«Белые ночи на пирсе». Кадр из фильма

Фото: Из архива "КП"

Локарно - не тот фестиваль, от которого ждешь великих шедевров и гениальных открытий. Ждешь от него, прежде всего, обозначения течений развития, и хорошо в нем, прежде всего, отсутствие общих мест, к которым часто сводятся селекции более пафосных кинематографических слетов.

«Министерство железа». Кадр из фильма

«Министерство железа». Кадр из фильма

Фото: Из архива KP.RU

Если говорить грубо, программа распалась на более-менее внятное кино «морального беспокойства» и социальной диагностики (встреченный с огромным энтузиазмом «Дурак» Юрия Быкова, документальное «Убежище» Фернана Мельгара о позорном отношении Швейцарии к иммигрантам, сюда же зачислим и неудачный греческий «Взрыв» Силласа Цумеркаса, пытающийся выдать отчет об одной женской паранойе за образ тотального греческого крушения, и потрясающе снятое и смонтированное американским режиссером и антропологом Дж. П. Снядецким «Министерство железа» - докуисследование о китайских поездах, предъявляющее емкий образ развивающейся страны, находящейся в постоянном движении).

«Взрыв» Силласа Цумеркаса. Кадр из фильма

«Взрыв» Силласа Цумеркаса. Кадр из фильма

Фото: Из архива KP.RU

С другой стороны - «чистое искусство» в диапазоне от неподъемной 6-часовой саги Лава Диаса до старческого выпендрежа Поля Веккиали. Лучшие в этом сегменте: «Денежный конь» Педру Кошты - изысканное современное искусство с глубокой гуманистической подоплекой, и «Премудрость» Эжена Грина - «архитектурное» кино, виртуальная экскурсия по барочным местам Италии и лукавый псевдоклассический роман воспитания в одном вполне дизайнерского вида флаконе.

"Listen Up Philip” Алекса Росса Перри. Кадр из фильма

"Listen Up Philip” Алекса Росса Перри. Кадр из фильма

Фото: Из архива KP.RU

Между этими полюсами удобно расположилось в ассортименте представленное в конкурсе дистиллированно «стильное», литературное кино - с прологами и эпилогами и почти обязательным закадровым голосом, - которое так и тянет назвать «хипстерским» — это вдохновленные «новой волной», пытающиеся выглядеть остроумными и атмосферными камерные, полуимпровизированные «драмедии» об интеллектуалах, кризисе/чехарде любовных отношений, пересмотре внутренних ценностей и всем таком, мелкотравчатом и общечеловеческом. Здесь вам и аргентинская «Принцесса Франции» Матиаса Пинейро, и экспорт из Санденса "Listen Up Philip” Алекса Росса Перри, и любопытный, несмотря на затянутость, корейский «Кёнджу» Жанга Лу, и аргентинские же «2 выстрела», о которых чуть ниже.

Худшим фильмом конкурса (при довольно сильной конкуренции) явилось для меня произведение под названием «Белые ночи на пирсе» (Nuits blanches sur la jetée) от самого пожилого его участника, культового в самых узких кругах Поля Веккиали. Бедное плоское телеизображение, фронтальные мизансцены, полусамодеятельный театр двух не очень хороших актеров в ролях обитателей французского портового городка по именам - не поверите — Федор и Наташа. Это для тех, кто не понял, что перед ними полный самых протухших клише оммаж загадочной русской душе и главному певцу европейского мазохизма Ф. Достоевскому. Сравнивать этот старчески беспомощный, наивный, полулюбительский фильм с нелучшей картиной Лукино Висконти с Мастроянни в роли мечтателя мы, понятно, не будем. Потому что даже с казахским апдейтом «Белых ночей», только что показанным в Карловых Варах фильмом «Приключение», он сравнения не выдержит. А то, что в один год с разницей в пару месяцев выходит две экранизации первого романа Достоевского, - дополнительное свидетельство оригинальности этой затеи.

Лучшим фильмом конкурса пусть будут «Два выстрела» (Dos disparos) режиссера и писателя Мартина Райтмана. Начинается он, как и обещано, с выстрелов — обнаружив в подсобке пистолет, юный герой по причине ужасной жары пальнет себе в живот и в голову и при этом выживет. Он продолжит играть на флейте в квартете, но тот начинает звучать как квинтет, поскольку в груди у парня дополнительно что-то свистит. Девушка, с которой он познакомится в интернете (она пришлет ему свое "обнаженное" фото), пройдет кастинг в квартет и, постригая лужайку, найдет пистолет, зарытый его матерью от греха подальше. А мать в компании случайных знакомых отправится отдохнуть к морю и на обратном пути повстречает семью с немецкой овчаркой, похожей на ту, что сбежала от них после «двух выстрелов»... Эта мягкая абсурдистская комедия найдет понимание у хипстеров и зрителей, воспитанных на лучших образцах французской "новой волны" и предпочитающих ненавязчивый интеллигентный юмор и элегантные сюжетные конструкции железобетонным драматургическим схемам. С виду расфокусированный сюжет пристально следит за потоком жизни — ее случайных находок и пропаж, приятных и неприятных сюрпризов, неожиданных встреч и расставаний и прочих вполне обычных чудес.

«Два выстрела» (Dos disparos). Кадр из фильма

«Два выстрела» (Dos disparos). Кадр из фильма

Фото: Из архива KP.RU

ЕЩЕ КОЛОНКА АВТОРА

Равенство разных

На кинофестивале в Локарно «народное» кино соседствует с «антинародным»

Как же все-таки важно найти для картины правильное место премьеры. Сказать, что португальский режиссер Педру Кошта снимает «кино не для всех» значит ничего не сказать. В этом мире его эзотерические композиции способна выдержать только горстка совершенно особенных людей. При этом "выдержать" еще не значит принять и полюбить. Я помню, как с показа его фильма «Молодость на марше» в Каннах зал в панике покидали целые ряды - такого массового исхода в кино я в жизни не видел. (читайте далее)