Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Дом. Семья29 сентября 2014 12:15

Плачет школьница Тамара - довели до авуара

Как научить ребенка обращаться с финансами
Деньги детям не игрушка. А самое настоящее дело.

Деньги детям не игрушка. А самое настоящее дело.

Фото: Тимур ХАНОВ

У первоклассников появился новый факультатив - экономика. Ничего себе, скажете вы. Чем же будут грузить детей, да еще в первом классе?! Мы тоже озадачились. И расспросили об этом Евгению Блискавку, директора Института финансового планирования, автора книги «Дети и деньги».

УЧИТЬСЯ - ПОЧТИ С ПЕЛЕНОК

- Ничего удивительного, - уверила эксперт. - Учить правильному отношению к деньгам надо ну не с младенчества, лет с пяти. Именно в этом возрасте у ребенка закладывается отношение к деньгам, - говорит Евгения Александровна. - Тут надо рассказать, что берутся они отнюдь не с неба, что родители их зарабатывают. Это, кстати, поможет избавиться от истерик по поводу некупленной игрушки в магазине!

Но разговоры должны быть подкреплены практикой, иначе все сакральные знания так и останутся висеть лапшой на ушах. Пусть ребенок купит очередной киндер-сюрприз сам, а не получит его в подарок...

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1

Сравните с ребенком, кто сколько зарабатывает. Откройте сайт поиска вакансий и посмотрите, сколько в месяц получает врач или рабочий. Пусть малыш сам выберет себе профессию на день - например, лечить плюшевых зверей или ремонтировать машинки. И, конечно, получит за это зарплату.

И НИКАКИХ ШТРАФОВ ЗА ДВОЙКИ

В этом же возрасте родителям пора вписать в бюджет еще одну статью расходов - карманные деньги для ребенка. Надо просто сесть и подумать, сколько вы сможете давать ему ежемесячно. Сумма должна быть фиксированная - никаких штрафов за немытую посуду!

- Карманные расходы - это не средство для поощрения или наказания, - считает эксперт. - Так может сформироваться нездоровое отношение к деньгам. Нельзя, скажем, лишать денег за двойку, потому что ребенок может решить: а, гори оно все огнем! - и вообще перестать учиться.

А вот за разбитое окно соседки можно и оштрафовать. Например, предложить оплатить замену стекла частично из карманных денег. Все как во взрослой жизни: нарушаешь правила - плати штраф!

- Тут важно дать ребенку свободу, на что тратить, - продолжает Евгения Блискавка. - Пусть он сам решит, купить ли булочку в буфете или оплатить новый уровень в игре на планшете. И если он спустит все на ерунду, ничего страшного - вы сможете сесть и вместе это обсудить. Потом умнее будет.

Сумму ребенок должен получать регулярно - пусть и небольшую. В качестве дополнительных могут быть другие источники дохода - например, денежные подарки на дни рождения. И подработки!

- Только платить надо не за то, что ребенок выполняет свои домашние обязанности, а за дополнительную работу, - уточняет эксперт. - Например, моя дочка достаточно подросла, чтобы гулять с собакой. Обычно в семье этим занимается папа. Но иногда мы просим сделать это дочку - и даем ей какую-то сумму, потому что для нее это труд, ей надо изменить свое расписание и потратить дополнительное время. Иногда она за деньги гуляет с соседской собакой - потому что у ее хозяев мало времени, а им хочется, чтобы с псом побегали и поиграли подольше.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2

Возьмите малыша с собой в магазин! Заранее составьте список продуктов и подсчитайте, сколько вы планируете потратить. Пусть ребенок поможет выбрать продукты со скидкой или по акциям. Посмотрит, как разложены продукты в магазине - на верхних полках подешевле, на уровне глаз подороже. И пусть все деньги, которые ребенок поможет вам сэкономить, пойдут ему в копилку. А вы что хотели - консультации платные!

ИГРУШКУ ХОЧЕШЬ? ЗНАЧИТ, НАКОПИШЬ

Теперь о копилках. Когда ребенок станет чуть постарше, хорошо бы объяснить ему, что совсем необязательно спускать все деньги на куклы и конфеты.

- Школа - это отличная среда для того, чтобы у ребенка сформировался навык сберегательства, - комментирует эксперт. - У ребенка расширяются потребности, появляются новые расходы - на журналы, на подарки к дням рождения одноклассников... И тут надо научить ребенка ставить долгосрочные цели.

Научить очень просто: хочешь игрушку - копи! Ради этого можно и отказаться от вредных шоколадок... А можно сэкономить на детском журнале, скинувшись на него с остальными девочками из класса.

- Детям шести-семи лет неинтересно откладывать деньги на что-то подолгу, - предупреждает Евгения Блискавка. - Им нужны небольшие цели, на которые можно накопить за месяц. А вот в 11 лет можно начать копить и по полгода.

И цели должны расти вместе с дитем. Например, после кукол начать откладывать деньги на велосипед.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 3

Поиграйте в банк. Накопил нужную сумму к дню икс? Получи прибавку в 15 - 20 процентов!

Можно составить с ребенком и схему его расходов. Кропотливо записывать все траты из месяца в месяц не надо - с этим и взрослые не справляются! А вот разово сесть и составить список расходов за один месяц может быть полезно. Сразу станет понятно, на чем можно сэкономить. Но если экономить не на чем - сумму пора поднимать!

ПОЧЕМУ АКЦИИ ПЕТЕНЬКИ ВЫШЕ АКЦИЙ АНЕЧКИ?

Теперь о безнале. Школа - это место, где ребенок впервые сталкивается с безналичными расходами (в большинстве столовых дети нынче расплачиваются за обед специальной карточкой). Это хороший повод рассказать ребенку про то, откуда берутся деньги на карточке, показать интернет-покупки и познакомить c онлайн-услугами. А заодно помочь преумножить его доходы: вместе сходить в банк и выбрать депозит, сравнить проценты. Можно купить одну акцию какой-нибудь компании и следить за ее курсом, объясняя, что влияет на рост и падение акций. Да что там - многим взрослым и самим не помешает в этом разобраться! Вот и сделайте это вместе с ребенком.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 4

Подросток может брать на себя часть расходов по подготовке к школе. Нужны ультрамодные кроссовки? Составьте вместе таблицу характеристик и сравните эту хотелку с другими вариантами. Какие кроссовки удобнее, а какие красивее? Сколько что стоит? Какое качество? Пусть школьник учится делать осознанный выбор.

ЧЕМУ ЖЕ УЧАТ В ШКОЛЕ?

А что же остается школам? Чему учителя смогут научить детей без практики?

- Немногое, что в школах действительно смогут делать, - это рассказывать о финансовой безопасности, - уверена Евгения Блискавка. - Вот о мошенниках и махинациях дети действительно будут слушать с интересом. Но я не думаю, что этому должен быть посвящен отдельный факультатив.

Про то, что не надо оставлять где попало пин-код от карточки, и про безопасность покупок в интернете могли бы рассказывать и в рамках других уроков. Например, обществознания и ОБЖ. В конце концов, с банками и кредитками мы имеем дело куда чаще, чем с землетрясениями!

В ТЕМУ

По данным международного исследования PISA, наши школьники не очень хорошо справляются с практическими задачками. Найти, чему равны икс и игрек, они могут, а рассчитать скидку по той же формуле - уже с трудом.

Например, в одном из заданий теста школьникам предложили рассчитать, через сколько лет окупится установка на танкер паруса-кайта, который экономит топливо. Будь задачка сформулирована «как в учебнике», с ней справился бы и пятиклассник. А стоило добавить ненужные отвлекающие подробности - и ее завалили даже 15-летки.

Поэтому в этом рейтинге Россия не набрала и среднего балла. Всего в исследовании участвовали 65 стран. Первые места заняли Китай, Сингапур и Корея. На нашем уровне - Испания и США. А самыми малограмотными оказались Колумбия, Индонезия и Перу.

*Авуары - от фр. avoir - достояние, имущество, актив.