Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Политика29 сентября 2014 13:07

Широко закрытыми глазами

Наш колумнист - о законе об ограничении иностранного участия в российских СМИ
Дума со скоростью пулеметной очереди приняла закон об ограничении 20-ю процентами доли иностранного участия в российских СМИ

Дума со скоростью пулеметной очереди приняла закон об ограничении 20-ю процентами доли иностранного участия в российских СМИ

Фото: РИА Новости

Дума со скоростью пулеметной очереди приняла закон об ограничении 20-ю процентами доли иностранного участия в российских СМИ. До настоящего времени подобное ограничение – но в 50% - было только для телевидения. Теперь эта доля будет снижена и там. При том, как водится, депутаты ссылаются на зарубежный опыт. Мол, так чуть ли не везде. Что на поверку оказывается, мягко говоря, лукавством. «Так», если не сравнивать себя с совсем уж с сатрапскими странами, лишь в Китае. И больше нигде. Хотя ограничения на иностранное участие есть во многих странах по части телевидения. Ну, так оно уже и у нас есть, на этом можно было и успокоиться.

В оправдание того, что депутаты заботятся о духовном здоровье нации, а не просто их охватил коллективный приступ реакционного мракобесия, звучит тезис: дескать, в сфере «гламура» тлетворное, подрывное влияние Запада может оказаться даже хлеще, чем в политике. При обсуждении законопроекта была, что называется, «не читамши», отклонена поправка, выводившая из-под ограничений невинные издания и телеканалы, от политики совсем уж далекие.

Теперь о последствиях.

Обыватель, я уверен, в большинстве воспримет данный закон положительно. Мол, нечего тут всяким иностранцам на нас дурно влиять. И, казалось бы, защитить тезис об излишней суровости введенных ограничений невозможно. И все же.

С изданиями политической направленности все более-менее понятно. Речь, признаемся, идет о цензуре. Хотя можно, конечно, поспорить о целесообразности делать из наших людей идиотов, которые сами не поймут, что высказывание, скажем, Обамы насчет того, что Россия – вторая по силе угроза миру после лихорадки Эбола, оскорбительно и даже глупо. Или напомнить о тщетности попыток полностью изолировать нашего человека от внешней информации даже во времена СССР. Притом что такая внешняя информация превращалась в запретный (и оттого привлекательный) плод. Или напомнить про то, что патриотический подъем «Крым – наш!» возник при почти полной информационной открытости. То есть когда общество чувствует, то оно право – оно являет завидный иммунитет к любой «вражеской» пропаганде само по себе. И напротив, когда от него что-то скрывают, оно тут же начинает что-то подозреваеть.

Можно также спросить у инициаторов строительства «информационных заборов» - а причем тут, скажем, какой-нибудь канал «Евроспорт» (притом что отечественные спортивные каналы с трудом наскребают денег даже на показ матчей российского футбольного чемпионата) или каналы, показывающие передачи про животных, или благостные семейные сериалы, по сравнению с которыми наш «ментовской мордобой» - трэш и ужас? Или журналы про кулинарные рецепты, моду, путешествия и пр., - совокупная читательская аудитория только печатной продукции, подпадающей под запрет, более 50 миллионов. Результатом применения такого закона станет не только масштабный передел медиа- и рекламного рынка, но и общее падение его капитализации. Получится, как с запретом на рекламу на кабельных телеканалах, когда метили в один оппозиционный маргинальный телеканал, а попали в десятки других, в том числе абсолютно лояльных власти, либо совершенно неполитических.

Инвестиции не стремятся в те сферы экономики, которые отмечены особым усердием по части надуманных ограничений. Из медийной сферы будут уходить инвестиции (прежде всего иностранные, которые не заменят более скудные российские), кадры (помимо того что тысячи людей просто потеряют работу – куда они пойдут?), ресурсы. Все это лишит российский бюджет большого объема налогов (с той же рекламы). Но экономические соображения, похоже, меньше всего отягощают авторов подобных законопроектов. Лозунг «не пущать» застит все.