Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество23 октября 2014 22:00

Губернатору Калининградской области пригрозили устроить майдан из-за мечети

Интернет взорвала новость, что судебный запрет строительства мечети грозит бунтом правоверных на родине Канта. Наш спецкор Ульяна Скойбеда выяснила, так ли это [фото, видео]
Мусульман в Калининграде немного, но тысяч 20, может быть, все-таки есть... На фото: Курбан-байрам на задворках исторического музея.

Мусульман в Калининграде немного, но тысяч 20, может быть, все-таки есть... На фото: Курбан-байрам на задворках исторического музея.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

В конце сентября глава религиозной организации мусульман Калининграда Иршат Хисамов, разгневанный троекратным запретом суда строить в городе мечеть, заявил (цитата по местным СМИ): «Видно, губернатор хочет, чтобы здесь был майдан, как на Украине. Такой расчет, наверное. Пока людей мы удерживаем, но вы поймите нас, это не только наш вопрос. Нас больше 100 тысяч мусульман, и каждый в сердце держит камень. Когда это взорвется, мы не можем сказать. Проповеди читаем о дружбе народов, но если каждый держит в сердце камень, то это сложно удерживать»...

Все отчетливо услышали чирканье спичкой у канистры с бензином на родине великого философа Иммануила Канта.

ТО ЛИ НЕМЦЫ, ТО ЛИ НЕТ

Кирхи из красного кирпича, фигурные немецкие крыши... Калининград - город со следами былой красоты, но разбросана эта красота так редко на унылом фоне соцреализма, что единая картина никак не выстраивается. Город-фрустрация, город - «хорошо, но мало». Отчаяние для туриста.

Рассказывают, что, когда после войны часть Восточной Пруссии отошла СССР и коренных жителей вывезли в Германию (всех подчистую, остались два немца в бреду и четыре фройляйн, про которых их парни сказали: «Она литовка, просто по-русски плохо говорит»), - так вот: говорят, в то время застройка еще была цела. Завезенные из России переселенцы переходили из квартиры в квартиру, пользовались оставленными пудреницами и кастрюлями...

Но уже в 60-х годах о немецком происхождении Кенигсберга было приказано забыть. В местном Гостелерадио до сих пор хранится приказ Москвы: не показывать в сюжетах немецкие крыши. Все советские фильмы о войне при этом снимали в Калининграде: здесь было, что взрывать. Город утюжили, выхолащивали... И выхолостили.

У местных жителей (приезжих и потомков приезжих) здесь явные проблемы с самоидентификацией: с одной стороны, они русские и «советские», с другой - отчаянно гордятся немецким прошлым, которого почти не осталось. Здесь есть Общество защиты брусчатки, и это о многом говорит...

В этих реалиях недостроенная мечеть в ста метрах от великолепного памятника

- «Фридландские ворота» (натуральные ворота XIX века, вход в город) выглядит дико и странно, а действующая мусульманская община неподалеку - полный сюрреализм.

На историческом здании блокгауза (входит в комплекс «Фридландских ворот») висит вывеска: «Мясо халал. Манты, пельмени, кукурузная мука». Под самостроенным навесом разуваются до носков смуглые люди, смотрят недобро. Прошусь поснимать молитву - не пускают.

В некотором изумлении (из Москвы я ехала как защитник прав обиженных мусульман) жду во дворе.

К деревянному столбу прибит ксерокс газеты: «Мечеть закрыли русские нацисты». На снимке кто-то кидает зигу: вскидывает руку в нацистском приветствии.

Иршат Хисамов (слева) и Руслан Сулейманов на фоне храма, который строили для единоверцев.

Иршат Хисамов (слева) и Руслан Сулейманов на фоне храма, который строили для единоверцев.

Фото: Ульяна СКОЙБЕДА

ДОРОГА К ХРАМУ

- У всех конфессий, религий в Калининграде есть храмы: у евангелистов, даже у мормонов - нельзя только мусульманам! - горячится чеченец Руслан Сулейманов, размахивая руками. - У нас на мечеть были все документы, и почти готовое здание власти отобрали! Когда строился православный храм перед администрацией Калининграда (храм Христа Спасителя. - Ред.), все мусульмане давали деньги: дагестанец заливал фундамент, ингуш вставлял окна, чеченец привозил кирпичи - не один миллион рублей наши братья пожертвовали! А когда стали возводить мусульманский храм, с нами так?! Говорят, не будет мечети в русском городе! А кто им сказал, что Калининград русский город?

Отчаяние и гнев заместителя председателя религиозной организации понять можно. Власти Калининграда с 1993 года обсуждали уже девять (по другой версии - двенадцать) участков, но везде местные жители устраивали протест: собирали подписи, строчили письма... Оказалось, что по одному участку должна пройти эстакада, рядом с другим находится школа (тут жители просто встали на дыбы), насчет третьего резко возразила православная церковь. Викарный епископ Балтийский Серафим лично явился на заседание горсовета и сообщил, что раньше на выделенном участке находился православный монастырь...

Православный монастырь оказался взорванной в 1972 году лютеранской кирхой, но мусульман уже сдвинули к «Фридландским воротам». Шикарное место: озеро, парк, музей...

Директор музея «Фридландские ворота» Марина Ядова уверена: немецкая готика  и минареты - плохие соседи...

Директор музея «Фридландские ворота» Марина Ядова уверена: немецкая готика и минареты - плохие соседи...

Фото: Ульяна СКОЙБЕДА

Директор музея билась против «подселенных» к ней мусульман насмерть, и мечеть сдвинули еще раз, метров на пятьдесят в сторону, в парк (оставив общину до конца стройки сидеть в музейном блокгаузе). В этом месте парка оказалась единственная в округе горка, с которой дети катались на санках...

Во время общественных слушаний в зале была форменная истерика, но власти на этот раз уперлись: место в парке возле «Фридландских ворот» окончательное!

Это был 2007 год, а в 2013-м все вдруг изменилось. К построенной на восемьдесят процентов мечети стали приходить проверки и инспекции. Летом 13-го область приняла постановление о границах памятников культуры, согласно которому земля, отданная под мечеть, оказалась в охранной зоне «Фридландских ворот» (по закону строительство в охранной зоне запрещено. - Ред.). Директор музея (уже новая) тут же подала в суд на городскую администрацию, выделившую участок мусульманам...

Фото: Иван МАРКОВ

И это само по себе гомерически смешно, ведь музей - структурное подразделение управления культуры городской администрации (учредитель и собственник «Фридландских ворот» - город Калининград). Получается, директор подала в суд на собственного начальника...

Одновременно с директрисой иски заявили два (!) прокурора двух районов Калининграда, один из которых ранее собственноручно отвечал разгневанным горожанам, что мечеть строится правильно.

Фото: Иван МАРКОВ

Стройку опечатали, суд признал ее незаконной. Ничего не смог поделать даже скандальный московский адвокат Дагир Хасавов, известный фразой: «Если кто-то будет против создания шариатских судов, мы зальем страну кровью» (позже было установлено, что цитата смонтирована и вырвана из контекста: адвокат не угрожал, а просил узаконить или запретить шариатские суды, предупреждал об опасности)...

Собственно, та же история и сегодня с майданом.

- Люди доведены до края! Нас здесь сто тысяч, и куда нас власти загоняют: молиться по квартирам? Калининградская область - единственная в России, где нет мечети: такая несправедливость рано или поздно выйдет боком, плохо будет всем! Мы с Иршатом не хотим майдана...

Говорит экспрессивный Сулейманов, глава организации татарин Иршат Хисамов больше кивает. Совершенно ясно, кто здесь истинный лидер: чеченцы рулят. К разрешению конфликта уже привлекли Рамзана Кадырова, уроженец Чечено-Ингушской ССР адвокат Дагир Хасавов подал в Верховный суд и готовит документы в Европейский суд по правам человека...

Бродим по мечети. Капитальное здание - с толстенными стенами: видно, что в его строительство вложены миллионы (60 миллионов рублей, по версии Иршата Хисамова и Руслана Сулейманова). На опустевшей стройке кошка копает себе ямку.

...Странно поступили чиновники Калининграда, сначала засунув общину туда, где ей, очевидно, не место, а потом отобрав уже выстроенное здание... Но давайте послушаем сами власти.

ГОНИТЕЛИ ОКАЗАЛИСЬ МИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

Директор «Фридландских ворот» Марина Ядова - смеющаяся дама с короткой стрижкой, создавшая лучший музей, который я видела в жизни. Два зала (проходы под воротами в город) оформлены как немецкие улицы 30-х годов: с витринами, работающей почтой (можно поставить штампик: «Кенигсберг, 1862 год») и песнями Марлен Дитрих.

Фишка музея: в зале гаснет свет, и ты на трамвае «въезжаешь» в город, которого нет. Двадцать минут черно-белых немецких фотографий (движущиеся фигуры, цокот копыт) и подписи по типу: «Угол Штайндамм и Пост-Штрассе, ныне улица Житомирская»... Голову сносит напрочь.

Без дураков, музей прекрасный, недаром он выиграл грант фонда Владимира Потанина и участвует в европейских культурных программах.

- Нет, мэр меня не вызывал и подавать в суд не приказывал, - говорит Марина Александровна. - Почему руководители мусульманской общины так говорят? Наверное, потому что у нас всегда были добрососедские отношения и они хотят объяснить мое обращение в суд... У нас действительно не было никаких трений: когда я стала директором, они уже сидели в блокгаузе Фридландских ворот и я с нетерпением ждала окончания строительства мечети, чтобы община съехала туда и освободила мое помещение. Но когда мы увидели постановление об охранных зонах на сайте правительства и поняли, что, возможно, строительство вообще неправомерно... Вы знаете, что мечети не бывают красно-кирпичными, как здания старого Кенигсберга: они обязательно отделываются. Целостность архитектурного ансамбля, несомненно, была бы нарушена...

- А теперь какие у вас отношения с мусульманами? - спрашиваю я.

- Такие же, как и были, - говорит директор. - Хотя я столько терплю от этого соседства... Пойдемте, сами увидите.

Марина Александровна ведет меня через ров с водой и показывает свежеотремонтированное, только в сентябре открытое здание голографической экспозиции. Цоколь у здания обгорел, обшивка заворачивается стружкой.

Фото: Иван МАРКОВ

- Был поджог, позавчера, в половине седьмого утра. Пожарных вызвали наши соседи, мусульмане, у них была утренняя молитва: услышали хлопок, выскочили - здание пылало, как гирлянда. Кто-то полил бензином и даже бутылку оставил... Вы первый журналист, кому я говорю об этом. Информацию держат в тайне, потому что это чистейшая провокация в адрес мусульман. Найдутся экстремисты...

Фото: Иван МАРКОВ

Экстремист быстро нашелся и назначил мне встречу на площади перед калининградским храмом Христа Спасителя. Местный казачий атаман Евгений Лабудин стоит там с ящиком «На ополчение ДНР», а заодно и отправляет в Донбасс добровольцев, и он самый настоящий дипломированный экстремист: четыре уголовных дела (правда, закрытых), несколько задержаний и десятки предупреждений о недопустимости экстремистского поведения.

Казак Евгений Лабудин активно поднимал народ против строительства мечети в парке.

Казак Евгений Лабудин активно поднимал народ против строительства мечети в парке.

Фото: Ульяна СКОЙБЕДА

А как еще правоохранительным органам реагировать на человека, который вечно стоит с плакатом, обвиняющим конкретных чиновников во взяточничестве?

Уж и по голове его били, и зеленкой обливали...

Лабудин - любимый клиент либеральной прессы, несистемная оппозиция из разряда «гражданское общество». Это он в 91-м году вешал на горсовете триколор, когда соответствующий указ подписал Борис Ельцин, он воевал с предыдущим местным губернатором Боосом (знаменитые «мандариновые» протесты в Калининграде, предвестник Болотной), потом боролся с мечетью. Ездил на обучение в США (рассказывает об этом со смехом), был отовсюду уволен и восемь лет не работает, зато избрался депутатом в райцентре под Калининградом. Без зарплаты.

Фото: Иван МАРКОВ

Фрик?

Глядя на ужасающе бедную квартиру, хочется сказать: да, но Евгений... очень веселый и абсолютно трезвый человек. Просто непривычно искренний и чистый: «Ну как же я буду молчать, если узнаю, что у высокого чиновника куплен диплом? Я обязательно скажу об этом на митингах...»

Юрий Деточкин, в ноль: «Это машина Стелькина, а он взяточник». И до ушей улыбка.

Либеральная оппозиция Лабудина теперь ненавидит, за Новороссию, а он взахлеб рассказывает, как к нему на площади подбегал водитель троллейбуса: тормозил машину и спрашивал, как уехать ополченцем. Уехал. Повоевал. Вернулся. Сейчас опять водит троллейбус и снова собирается в Донбасс...

Фото: Иван МАРКОВ

Насчет мечети: атаман не против, если ее построят в другом месте - они боролись именно за парк! Насчет нацистских жестов (помните другого активиста, сфотографированного в газете?): это оказалась подтасовка, примерно такая же, как у адвоката Хасавова с «реками крови». Человек поднял две руки, одну отрезали в фотошопе, получилось: «Зиг хайль»...

Следующим пунктом моей программы был мэр Калининграда Александр Ярошук, он тоже сиял, как красное солнышко, рассказывал, что не может влиять на судебное решение, что православные ли, мусульмане - для него едино...

В мэрии все знают: городской глава - действительно настоящий верующий. Церкви он строит на свои средства (был преуспевающим бизнесменом). Обычный диалог в местных коридорах власти: «А Ярошук где? Два дня уже нету!» - «Да опять молиться поехал!»

На ту самую мечеть Александр Георгиевич пожертвовал личные тридцать тысяч долларов...

Осталось сказать, что суд тоже вынес решение абсолютно законно, и даже запоздалое постановление властей об охранных зонах здесь оказалось ни при чем.

Просто когда-то, в 2011 году, был промежуточный «приговор» по иску Лабудина и прочих активистов: суд признал незаконным сам перевод участка парка из категории «земля рекреационного назначения» в категорию «земля для строительства».

В 13-м решение вытащили, отряхнули пыль...

КАК Я НАШЛА МЕЧЕТЬ, КОТОРОЙ НЕТ

Всю командировку самые разные люди активно намекали мне, что решение принималось не на уровне области, что мэра и губернатора нагнули, а теперь выполнившим чужую волю чиновникам приходится отвечать за обострившуюся межнациональную рознь в регионе...

К счастью, у меня в Калининграде была еще одна встреча.

Я в мечети. Надо мною купол и полумесяц.

Как же так?! Как же все эти гневные слова, что Калининградская область - единственная в России, где нет мусульманского храма?

А вот так.

Мечеть в Большом Исаково под Калининградом действует с 2005 года. Оформлена как молельный дом, но имам Халил объясняет мне, что по-арабски «мечеть» и означает «дом для молитвы». Разницы нет.

Вывески мечети

Вывески мечети

Фото: Ульяна СКОЙБЕДА

Передо мной крупные бизнесмены, старейшины и главы религиозных общин: те, кого в Калининграде, не сговариваясь, называют: «НАШИ мусульмане», в противоположность «пришлым чеченцам, которые тут без году неделя».

- Никто здесь нас не зажимает, - говорят старейшины, - власти Калининграда для мусульман более чем хорошие!

И снова: как же так? Мечеть-то отобрали?

- Мэр и губернатор согласны возместить нам стоимость здания, а потом обещают выделить новое место, еще лучше...

- Неужели вам не обидно? - не могла я поверить.

Вывески мечети

Вывески мечети

Фото: Ульяна СКОЙБЕДА

- Как не обидно? Поначалу очень обидно было! Четыре-пять раз собирались, ходили к губернатору, он при нас звонил мэру Ярошуку, а тот ему: «Что я сделаю?» Ни мы, ни власти отменить решения судов уже не в силах, так, значит, надо договариваться, решать вопрос миром! Мы же не хотим, как на Украине!

Всеобщий одобрительный гул. Никто не хочет, как на Украине.

Фото: Ульяна СКОЙБЕДА

МАЙДАНА НЕ БУДЕТ

Майдана в Калининграде не будет: нет предпосылок. Да и мусульман в области немного: какие сто тысяч? ФМС дает двенадцать тысяч (данные переписи населения), плюс еще, может быть, столько же мигрантов... Достаточно пройти по улицам и убедиться.

Волнений не будет, танк в сквере перед Арбитражным судом не будет снят с пьедестала, не заскрипит гусеницами. Здесь вам не тут. Здесь не Донбасс и не Киев.

Если по-честному, в Калининграде вообще нет национальной напряженности. Местные говорят, например, что у них не употребляется слово «чурка»: «У нас скорее будут бить пшека или лабуса (поляка или литовца. - Ред.)...»

Уникальная область, где все приезжие, поднимает тосты «за новую общность советских людей: великий прусский народ!», - и дай бог, чтобы так шутилось и дальше.

А что до некоторого доминирования православной веры, отрицать которое все же невозможно...

Перед отъездом мне показали уникальную штуку - православную часовню, выстроенную на древних немецких воротах XVIII века. Сооружение многозначительное: в нем торжество победителей, утверждение главенства православной веры...

Большинство всегда является определяющим, при любой демократии.

Большинство сейчас в России у православия.

И у нас демократия.